Для того чтобы осуществить выход первого фильма о Людях Икс на экраны, понадобилось 4 долгих года (за это время режиссер Брайан Сингер успел заняться другим проектом и снял фильм «Способный ученик»/Apt Pupil, и результат вышел неплохим, но не без недостатков. Тем не менее, масштабность задумки сложно переоценить. Международные кассовые сборы фильма «Люди Икс» в сумме 296$ миллионов могут по нынешним временам показаться мелочью, но он сумел показать Голливуду, что в экранизациях комиксов есть большой потенциал – в особенности после оглушительного провала картины «Бэтмен и Робин» (Batman & Robin). Фильм режиссера Брайана Сингера 2000 года – отправная точка для всех подобных проектов, которые были сняты после, как успешных, так и не очень. Без него не было бы и Marvel Studios.

На днях Сингер дал интервью журналисту одного из тематических онлайн-изданий – о своем возвращении к работе над проектом «Люди Икс: Дни минувшего будущего» (X-Men: Days Of Future Past) и многом, многом другом.

ВНИМАНИЕ! Интервью содержит СПОЙЛЕРЫ!

Прежде всего, это фильм о путешествиях во времени. Многие уже пытались делать подобные фильмы, и у многих эти попытки оказывались провальными. Каков ваш подход?

Брайан Сингер:

Этот фильм – о поиске собственных принципов и намерении их придерживаться. Еще не было фильма, в котором была эта борьба за верность определенным принципам, при том, что действие происходило бы одновременно в прошлом и будущем. Я выработал собственные методы работы, и, похоже, что они действуют. Я не буду вдаваться в подробности, но все дело в физике. В Новой Зеландии я поделился своими идеями с Джеймсом Кэмероном, просто для того, чтобы убедиться, что они действительно возможны с точки зрения физики, и он сказал «Да, это вполне разумно». Принцип, который я применил, касается человека, сознание которого путешествует во времени – я назвал его Наблюдателем. Так вот, до тех пор, пока Наблюдатель не вернется из своего путешествия, события еще не произошли. То есть, он может сколько угодно находиться в прошлом и делать, что угодно, но до тех пор, пока он не вернется – будущее не станет определенным.

Насколько близок этот сюжет к одноименному комиксу?

Сингер:

Здесь все-по-другому. Действие «Дней минувшего будущего» разворачивается вокруг одной определенной битвы и представляет собой гораздо более сложную цепочку событий, которые происходят по всему миру. Этот фильм в чем-то похож на «Людей Икс 2» (X2) – там были, например, моменты из комикс-саги про «Оружие Икс». Этот же фильм, снятый по мотивам комикса «Дни минувшего будущего» - нечто большее, чем просто экранизация. В фильме есть некое событие, которое необходимо было изменить, и оно касалось Рейвен. В конечном итоге эта сюжетная линия перерастает в битву за ее душу. Останется ли она той невинной девочкой, которую Чарльз Ксавье находит на своей кухне – или она станет жестокой убийцей, которую так хорошо сыграла Ребекка (Ромейн) в первых фильмах?

Значит, Мистик – один из центральных персонажей в фильме?

Сингер:

Она, скорее, своеобразный трофей. Она слишком много значит для слишком многих персонажей фильма. Она выросла с Чарльзом, у нее был роман с Хэнком Маккоем, потом она познакомилась с Эриком Леншерром. Она завербовала Пиро. (смеется)

Росомаха путешествует во времени. Как он взаимодействует с такими персонажами, как Чарльз и Эрик?

Сингер:

Он всех их прекрасно помнит. Будущий Росомаха выглядит поседевшим. Лично я вижу его нестареющим, но здесь нужно было показать связанное с будущим напряжение и то, как оно на нем отражается, поэтому я решил использовать седину. В прошлом, в 70-х он выглядит моложе, и у него нет седины. Замечательно, что у Хью Джекмана отлично получилось сыграть обе ипостаси. В каком-то смысле Хью и сам нестареющий.

Так в каком именно промежутке времени происходят события «Дней минувшего будущего»?

Сингер:

События фильма происходят спустя где-то 10 лет после событий «Люди Икс. Последняя битва» (X-Men: The Last Stand) и «Росомаха: Бессмертный» (The Wolverine) и почти ровно 10 лет спустя после событий «Люди Икс: Первый класс» (X-Men: First Class).

В этом фильме мы впервые слышим имя Боливара Траска. Кто он такой? Является ли он абсолютно негативным персонажем?

Сингер:

Он главный злодей фильма. Он представляет собой потенциальную силу, способную создать темное будущее. Он лично является основателем программы «Стражи». И, тем не менее, в общем и целом, этот персонаж хочет мира. В рамках сюжета этого фильма недавно окончилась война во Вьетнаме, и она была опустошающей для всех. Траск понимает, что человечество будет и в дальнейшем устраивать братоубийственные войны, если только оно не объединится против одной общей угрозы. Он, на самом-то деле, не испытывает ненависти к мутантам, но считает, что они являются следующей ступенью эволюции – тем же, чем современный человек является по отношению к неандертальцам. Наверное, он поступает с мутантами так же, как Гитлер поступал с евреями, обвиняя их во всех грехах, чтобы объединить Европу. Разница в том, что Гитлер действительно ненавидел евреев. Траск же, прежде всего – ученый.

Почему вы выбрали на эту роль именно Питера Динклэйджа?

Сингер:

Я его огромный поклонник. «Станционный смотритель» (Station Agent), «Игра престолов» (Game Of Thrones) – я восхищаюсь его работой. Я уверен, что его очень часто недооценивали. В одной среди сцен на съемках он произносит такую фразу (я не уверен, попадет ли она в окончательную версию фильма): «Меня часто недооценивали, так что не вздумайте недооценивать этих созданий» – а после этого что-то происходит и люди узнают о мутантах.

Этот фильм – пример уникального синтеза актерских составов разных фильмов о Людях Икс. Как вам такой опыт?

Сингер:

Замечательно – а наблюдать за этим на съемочной площадке невероятно занятно. Были моменты импровизаций, которые оказались настоящей встряской и были очень эмоциональными – когда персонажи сталкиваются друг с другом, это можно будет заметить в фильме. Как актеры, все они прекрасно поладили друг с другом. Довольно весело было с Питером Динклэйджем, Ником Холтом и Джен Лоуренс, они приходили ко мне для осмотра их костюмов, так что в те дни, когда мы снимали сцены с ними, я всегда встречался с ними лично в знаменитом голубом коридоре в особняке Икс. Джен долго там стояла, и, наконец, сказала: «Покажите мне Церебро, отведите меня туда». Такого в «Первом классе» не было.

А на что похож Церебро в этом фильме?

Сингер:

Церебро во многом выглядит так же, как и раньше. У него есть старая модель контрольной панели: вместо цифрового управления на ней кнопки и переключатели. Когда Джон Мир и я занимались дизайном особняка, нам показалось, что в 60-х-70-х годах там царил футуристический стиль. Он был спроектирован после 2001 г., так что, как я думаю, Церебро был создан раньше, чем особняк, и поэтому я вернул его в фильм.

Насколько важно использование спецэффектов?

Сингер:

Когда создаешь что-то, большая часть из этого пройдет через компьютерную обработку. Это очень важная часть работы, когда ты создаешь тех или иных существ, которых можно будет затем воплотить в реальной форме – как в качестве фотообразов, так и для практического использования. Я осторожно отношусь к тому, чтобы слишком много внимания уделять роботам, да и к самим роботам в целом. Мне нравится ретро-стиль роботов в фильме – вид Стражей в комиксах в чем-то перекликается с роботом из «Стального гиганта» (Iron Giant), только они не стальные. Так что с ними интересно работать – в плане стиля, дизайна, цвета, а не пытаться создать идеального робота. Они – не самая большая угроза, а элемент прошлого, родом из 70-х. В будущем существует другая опасность, и она не похожа на эту.

Расскажите о будущем.

Сингер:

Подразумевается, что наследие Траска в будущем. С каждой попыткой объединить целый мир, власть начинает развращать тебя, а абсолютная власть развращает абсолютно. Как говорит Траск, я не вижу мир наций, я вижу мир людей. Его война вышла из-под контроля.

Где в этом фильме мы увидим Эрика?

Сингер:

Думаю, что у Эрика есть в прошлом неоконченное дело. Вы видели его на пляже Кубы. Он ушел, но дела Чарльза пошли очень плохо, как и дела Эрика. Каждому из них нужно что-то вернуть. Эта история – о том, как они стали тем, кем они стали в конечном итоге, в тех первых фильмах о Людях Икс. Люди могут быть немного недовольны, потому что повествование могло получиться несколько путанным, но оно делает персонажей ближе к тому, что мы знали о них в прошлом. То есть, в будущем.

Эрик находится в тюрьме в начале фильма, не так ли?

Сингер:

Да. Им кажется, что его необходимо вызволить, и это оказывается ошибкой с их стороны. В заключении у Эрика было много времени на то, чтобы подумать и нарастить мощь. Траск для него неважен.

Эрик в тюрьме, Мистик проникает в офис плохих парней, атака на Белый Дом – кажется, здесь определенно есть параллели с «Люди Икс 2». Это было сделано намеренно?

Сингер:

Здесь и правда есть моменты, которые до странного схожи. Все дело в характере персонажей – они делают одно и то же, но по-другому. Мне не хотелось бы, чтобы зрители слишком сильно беспокоились о том, что один фильм подменяет другой. Мне нравятся множественные вселенные. В фильме встречается такая фраза – «я видел будущее». Это очень интересно. Ты меняешь историю, изменив прошлое, но ты приближаешь героев к тому, чем они были в первой, второй и третьей части фильма. В новом фильме, когда действие происходит в 70-х, люди даже еще не знают, что мутанты существуют. Какой путь примет история – уничтожат ли мутантов, станут ли они сосуществовать с людьми, или, может, мутанты уничтожат людей, как хочет Эрик? В фильме есть фраза, которую произносит Траск: «Он контролирует металл. Из него сделано ваше оружие. Она может стать кем угодно. И это только двое из них». Я даже не задумывался над этими словами до тех пор, пока сцена не была готова. Ух ты, всего два человека могут причинить огромный ущерб своими способностями – и тут-то ты и понимаешь, почему Траск считает, что человечество быстро вымрет, и что, если не уничтожить мутантов, Земля скоро превратится в планету богов, где обычным людям не будет места. Если это сделать, если их обезвредить, придет мир. Ему не нравится война.

Сколько отсылок к «Людям Икс 2» есть в фильме?

Сингер:

Около трех. Тюрьма, сцена с Церебро и та, где Мистик отправляется за информацией – эта сцена, конечно не повторяет ту, другую кадр в кадр, но она делает то же, что и во второй части. Схем она не обнаруживает, зато обнаруживает что-то, что разбивает ей сердце.

Уильям Страйкер – тоже своего рода отсылка, конечно. Кто он в фильме?

Сингер:

Билл – молодой майор, правая рука Траска и служит кем-то вроде специалиста по связям с армией. Не думаю, что Билл уважает своего начальника. Он пока не прошел через все то, что ему предстоит пройти. В одном из эпизодов есть небольшой намек на это, а также травматические события с его женой и сыном, которые подтолкнут его в грани. Однако до всех этих событий он просто служащий Траска.

Вы занялись этим проектом после того, как Мэттью Вон покинул его, чтобы заняться режиссурой фильма «Тайная служба» (The Secret Service ). На какой стадии производства находился фильм на тот момент?

Сингер:

К тому моменту они успели создать общую структуру, но это было немного. После нам понадобилось 5 месяцев на обдумывание проекта. Идея о путешествиях во времени и о том, как именно они будут действовать, была моей. Потом мы еще пять месяцев занимались решением других проблем.

Вы привели в фильм почти полный актерский состав «Первого класса», однако в этом фильме нет Роуз Бирн в роли Мойры МакТаггерт.

Сингер:

Мойра? Ну, Чарльз больше не имеет отношений с ЦРУ, а Мойра была персонажем из ЦРУ.

Как вы выбрали четырех мутантов из будущего? Бишопа, Варпата, Санспота и Блинк?

Сингер:

Когда получил набросок сценария, я знал, что нам понадобятся мутанты из будущего. Мне хотелось взять кого-то, кто будет интересным. Этот выбор не был случайным: обычно выбирают тех, кто хорош внешне, у которых есть характер, как у Варпата. Он очень ловок и все его физические характеристики чрезвычайно высоки. Я такого еще не видел – такого уровня ловкости, супер-слуха и супер-зрения. У нас не было Азазеля или такого персонажа, как Попрыгун, так что нам показалось прекрасной возможностью использовать Блинк, которая обладает способностью к очень особому виду телепортации. Она может перебросить через портал что угодно. Будущее составляет примерно 25-30% фильма, большая часть действия происходит в прошлом. События прошлого показываются на протяжении всего фильма, а в конце фильма события прошлого и будущего идут параллельно.

В какой момент появляется Ртуть?

Сингер:

Он появляется только в одном эпизоде. Он молод, почти ребенок, и в один из моментов его вербуют для выполнения одной небольшой миссии.

Кое-кто предположил, что Ртуть был добавлен в сюжет на последних стадиях написания сценария, в качестве своеобразного ответа «Мстителям».

Сингер:

Это была ошибка. Ртуть был в нашем сценарии с самого начала, но я никогда не заявляю персонажей, если на эту роль еще нет актера. Я так долго искал нужного актера на эту роль, и привлечение Эвана к работе над фильмом был тот еще процесс сам по себе. Если бы это был ключевой персонаж или главный злодей, или временный персонаж, тут был бы конфликт, но то, как этот герой будет обыгран в фильме и то, как себе это представляю – такие разные вещи. Это был своего рода бонус. Если бы я был поклонником комиксов и ждал с нетерпением выхода «Людей Икс» и «Мстителей», я бы отнесся к этому как к бонусу, забавному моменту, а не как попытку соревноваться с другой серией. Эван (Питерс) играет героя, находящегося в 1973 годе, так что выбрать того же актера для действия в наше время…

Так что, в будущем нет никаких камео других мутантов из серии, как Попрыгун или Ангел?

Сингер: Нет, они погибли. Если их нет в будущем – они погибли.

Будущее кажется довольно жестоким.

Сингер:

Оно очень жестоко. Большинство мутантов были найдены, пойманы и убиты. Будущее кажется тоталитарным и не слишком уютным местом для жизни ни для людей, ни для мутантов. Линия о том, в чьих руках власть, несколько размыта. Моменты противостояния людей и мутантов, судьбы человечества в этом будущем выглядят ужасными – как и страдания в результате всего этого. Мир будущего опустошен войной.

Каково влияние на ваш фильм таких фильмов, как «Терминатор» (The Terminator)? Какими примерами вы вдохновлялись в работе?

Сингер:

Мне всегда казалось, что «Терминатор» заимствовал идею из комикса «Дни минувшего будущего». Что касается примеров для вдохновения - это, в большой мере, «Крестный отец 2» (Godfather II) – это один из тех фильмов, в которых два разных временных отрезка как бы текут параллельно. Так, события из прошлого повлияли на будущее в «Крестном отце 2». Еще один – «Двое в пути» (Two For The Road), где, опять же, два разных временных периода протекают одновременно. Но там действие происходит по схеме «причина – эффект», а у нас – «эффект – причина».

В комиксе в прошлое отправляется Китти Прайд. В фильме это делает Росомаха. Почему?

Сингер:

Это было логично для этого сюжета. Логично, что Росомаха – персонаж, к которому мы привязаны, которого нам нравится видеть в фильмах. К тому же, его более молодая ипостась будет выглядеть так же, как и более старая, так что такую роль может играть один и тот же актер. Но что важнее, идея была в том, что по прибытии в прошлое мы видим Магнето и Ксавье, молодых людей, находящихся в большой ссоре, которые надломлены и неуправляемы, и мне понравилась мысль о том, что может появиться старший персонаж и попытаться организовать этот безрассудный молодняк. И, в конце концов, Росомаха – единственный, кто может преодолеть такое расстояние. Его тело регенерирует, если он остается спокойным и внимательным, он сможет оставаться в прошлом до тех пор, пока Китти может контролировать свою способность

Как только слышишь о возвращении Хью Джекмана в роли Росомахи, сразу думаешь, что это будет его история, а все остальное останется фоном. Но в этот раз, похоже, по-другому.

Сингер:

Нет, в этот раз Хью просто представляет собой мост из одного времени в другое. Это не история Росомахи. Он один из главных персонажей в сюжете, но в то же время он посредник, а центральный персонаж – это Ксавье.

В будущем у Логана есть боевая броня. У них всех есть броня.

Сингер:

Мне очень хотелось, чтобы они были в броне. Я просто хотел показать то, что они уже 10 лет находятся в состоянии войны, и я хотел, чтобы Икс-технологии продвинулись на уровень-два. В этом есть элемент научной фантастики – она мне очень нравится. Есть что-то особенное в Логане и Шторм, которые носят броню. Я всегда хотел увидеть такое в фильме, но нам никак не удавалось логично вписать это в сценарий. Хью в броне выглядит прекрасно, очень круто.

Был ли кто-то, кого вы хотели бы видеть в фильме, но кого не получилось взять?

Сингер:

Меня, конечно, огорчило, что нельзя было взять побольше людей. Были люди, которые очень этого хотели, которые проявляли интерес, но мы просто не могли вписать их в сюжет. Был один эпизод, который я собирался снимать со Шторм, и такие моменты, где она могла бы быть более крутой, лучшим бойцом, но если бы я занялся этим, мы бы вышли из графика. Единственное, ради чего я готов был идти на компромисс – порядок эпизодов. У меня большой опыт в такой работе. Я не всегда помню о некоторых вещах – к примеру, с кем я ужинал вчера, но я всегда могу уместить в голове общую схему фильма и порядок эпизодов.

Совсем не было места для Скотта или Джин?

Сингер:

Я бы с радостью использовал этих персонажей. Я снял три фильма с Джеймсом Марсденом, он замечателен, а Фамке Янссен великолепна. Было бы здорово задействовать их в будущем. Я бы с радостью увидел в будущем Циклопа.

Вы покинули проект «Люди Икс: Последняя битва», когда он был еще в зародышевом состоянии. Если бы вы были режиссером, вы бы убили Скотта?

Сингер:

[тихо] Нет.

Что на данном этапе вы могли бы сказать о проекте «Люди Икс: Апокалипсис» (X-Men: Apocalypse)?

Сингер:

Я могу сказать, что в каком-то смысле, это будет сиквел к «Людям Икс: Дни минувшего будущего». Его действие будет происходить некоторое время спустя после событий «Дней минувшего будущего». Я могу сказать вам, кто займется созданием сюжета – я, Саймон Кинберг, который напишет сценарий, Дэн Харрис и Майк Догерти. Сейчас мы только обдумываем этапы построения сюжета.

С таким актерским составом, можно ли считать, что этот фильм – сиквел к «Людям Икс: первый класс»?

Сингер:

Да, большей частью это сиквел к «Первому классу», но события, происходящие в этом фильме, служат причиной тому, что происходит в том.

Почему теперь именно «Апокалипсис»?

Сингер:

Эта идея у меня была всегда. Не буду рассказывать обо всех подробностях, но идея проблемы мутаций, протяженной во времени, всегда казалась мне интересной, и будет замечательно исследовать ее больше.

В сети появлялась информация о том, что скоро будет выпущен постпроизводственный ролик, в котором Апокалипсис прилетает на Землю и захватывает Магнето.

Сингер:

Люди очень беспокоились, что мы сделаем Апокалипсиса инопланетянином. Этого не будет, и упомянутый сюжет не станет частью фильма.

Прошло уже 15 лет со дня премьеры «Людей Икс». Если бы у вас была возможность снять его снова, что бы вы изменили в том фильме?

Сингер:

Пожалуй, я бы повысил качество спецэффектов. В процессе создания этого фильма я испытал немало огорчений, и раньше я относился к нему очень критически. Но когда я пересматривал его во время подготовки к созданию нового фильма, мне больше всего понравилось путешествие Росомахи и Роуг. Пересматривая фильм и замечая все, чего мы не смогли сделать, чего не смогли себе позволить, все моменты, которые нам приходилось делать наспех, я понял, что эта сцена получилась действительно хорошей, и к ее окончанию Росомаха оформился как персонаж. Из какого-то обычного парня, который не играл никакой роли в этом мире, он превратился в того, кто рисковал ради него своей жизнью.

Каковы были ключевые решения, которые вам пришлось принять при создании того фильма?

Сингер:

Сначала один из сценаристов поместил Росомаху в ту машину. Я помню, что подумал «Зачем мой главный герой будет сидеть в машине? Главный герой должен спасти кого-то из машины». После этого я пошел в офис и сказал «Убирайте его из машины, пусть там будет Роуг». Это одно из тех решений, которое помогло фильму обрести смысл.

Утверждение Хью Джекмана на роль было другим таким решением. Просто так удачно сложилось. Еще одно удачное решение – начать фильм со сцены в концентрационном лагере, задать тон. Эти три решения были основными. Одно задало тон, другое наполнило сюжет смыслом, а Росомаха был глазами и ушами зрителя в мире мутантов. Наш проект не похож на проекты о Супермена или Человеке-пауке. Я и не знал ничего о Людях Икс до того, как я начал работать над фильмом.

Это была ваша первая работа над масштабным проектом. Кто вас поддерживал в этом?

Сингер:

Все в студии были напуганы. Речь шла о большой сумме денег. Это был мой первый проект с киностудией, и я никогда раньше не сталкивался с исполнительными продюсерами и директивами. В случае со «Способным учеником» или «Подозрительными лицами» (Usual Suspects) мне просто давали бюджет, а я создавал фильм. Никого больше не было. Но в этот раз у меня были продюсеры и исполнительные продюсеры, которые постоянно беспокоились о том и о сем. Премьера должна была состояться на Рождество, но посреди подготовительного процесса дата релиза была передвинута на полгода вперед.

Вы не думали об уходе?

Сингер:

Я был очень предан этому проекту. У нас были проблемы со сценаристами. В один момент у нас была полная команда вместе с главами отделов, а в другой все вдруг рухнуло, и остались только я, Том ДеСанто и Питер Райс – мы вручную вырезали и вклеивали отрывки сценария, и очень медленно, за несколько месяцев, мы смогли нарастить новую команду.

Помните ли вы ваш первый день за работой?

Сингер:

Нет. Но зато я помню первого актера, которого я утвердил на роль – Тайлера Мэйна. Мне нужен был кто-то с такими внешними данными, а он был просто уникальным человеком. Он идеально подходил на роль. И я могу вам сказать, кого я утвердил последним. Это был Хью Джекман.

Тогда вы принимали решения, которые влияют на то, что люди делают сейчас.

Сингер:

Влияют? Каждый день я сталкиваюсь с последствиями решений, которые я принимал тогда! Это самая большая проблема с этими фильмами, в особенности, если приходится возвращаться во времени. Когда я писал сценарий к «Людям Икс: Первый класс», мне пришлось принять решение о том, что Ксавье и Магнето встретились в поздние годы, тогда как в «Людях Икс» говорилось, что они встретились, когда были подростками. Я помню, как пересматривал «Людей Икс», когда занимался разработкой идеи «Первого класса», и очень волновался по поводу начальной сцены «Первого класса», и осознал тогда, что подставил сам себя. И в тот момент я решил: «ну ладно, значит, они встретились молодыми, но потом их пути разошлись, и они обо всем забыли!». Теперь мне кажется, что я бы вернулся в прошлое и вырезал бы это.

В комиксах Чарльз – американец, но в фильме он англичанин. Это был ваш выбор?

Сингер:

Я всегда представлял себе, что у него британское происхождение. Мне представлялось, что он учился в Оксфорде, и что его акцент не был бы типично английским, а более европейским, что ли. Мне не хотелось, чтобы Патрик (Стюарт) говорил с американским акцентом. Он великолепный британский актер.

Важный вопрос: были бы мы оба здесь, если бы на роль Росомахи был выбран Дюгрей Скотт?

Сингер:

Этого никто не знает. Конечно же, когда я оглядываюсь назад, я не могу себе представить в этой роли никого, кроме Джекмана. Но когда ты создаешь фильм, ты стараешься сделать так, чтобы сценарий соответствовал актеру. Дюгрей Скотт – замечательный актер, и, возможно, фильм с ним был бы совсем другим, с другим характером. Но сидели бы мы здесь в этом случае? Может быть, по другому поводу. Но мне бы никогда не хотелось что-то менять и отбирать такую роль у Хью. В этом случае Росомаха был бы совсем другим.

Помните ли вы пробы Скотта?

Сингер:

Я помню, что они были достаточно хороши для того, чтобы я решил выбрать его. Насчет Хью я сомневался. Только когда увидел его лично я понял, что в нем был потенциал – в его внешнем виде. Затем он прошел пробы перед камерой – и это было первый раз, когда я предложил актеру роль прямо на пробах. Впоследствии у меня такое случалось с Брэндоном Рутом и Хью Лори.

Сразу после вашей первой работы, «Публичный доступ» (Public Access), вы сказали: «я никогда специально не задумываюсь о том, куда должна повернуться камера». Изменилось ли для вас что-то в этом плане?

_Сингер:

Скажу, что когда я работал над «Публичным доступом» (Public Access), съемки длились 18 дней, и весь фильм был снят за это время. У меня не было роскоши раздумывать о том, куда повернется камера. Я просто помещал ее туда, куда подсказывала мне интуиция.

Кстати, я помню один раз на съемках «Людей Икс 2», все дело было не в том, куда повернуться камере, а в том, что должны делать герои. Окончилось все тем, что я сидел на бревне посреди поля, где должен был приземлиться Икс-самолет, и два часа подряд раздумывал над тем, почему сцена не получалась, пока я, наконец, не понял, что Джин и Росомаха говорили об отношениях, которых у них никогда не было. Так что я решил просто вырезать диалог и сделать так, чтобы персонажи сразу приступали к поцелуям. Вот этот маленький эпизод стоил мне двух часов сидения на бревне.

По фильму «Люди Икс 2» можно сказать, что вы работали над ним с куда большей уверенностью, чем над первой частью – это заметно с самого начала, в сцене с Куртом Вагнером.

_Сингер:

Сцена с Куртом была идеей, которую я планировал для первой части. Я знал, какой она должна быть и хотел сделать ее правильно. У нас было больше времени и больше денег, я действительно чувствовал себя увереннее, потому что я знал вселенную, знал этот мир. А еще у меня был редактор, Джон Оттман, которого не было со мной на съемках первой части.

Когда я принял решение убить Джин, убить Фамке, я снимал с ней сцену. Я отвел ее в гримерную и сказал: «никто об этом не знает, но я собираюсь убить твоего персонажа в конце сцены». Это очень ее взволновало, потому что сцена получалась неслабая, и у нее был шанс вырасти в актерском плане. Затем мы отсняли сцену в музее, и я внес изменения прямо там – так появилась сцена, где телевизоры выходят из-под контроля и она начинает слышать голоса. Эту сцену я преподнес ей в самом конце. Мы переписывали сценарий на ходу. Как только вы приступаете к съемкам – вы тут же понимаете, что будет правильным. В этом фильме есть такая сцена с Ртутью и сцена на самолете – то, что я придумал буквально на ходу.

Вы позволили себе небольшой фокус, когда у вас были открытые съемки «Людей Икс» в овальном кабинете, и там была Джин.

Сингер:

Там было два момента. Мы всех обманули. Не было отпечатано ни одной страницы сценария со смертью Джин, кроме одной копии, которую президент кинокомпании хранил в своем кабинете. Фамке явилась на съемки в костюме, и мы провели съемки в овальном кабинете, но ее там не было.

Было ли легче отказывать киностудии?

Сингер:

Они были довольны, и когда работа над «Людьми Икс 2» началась, я помню, что было куда больше уверенности в проекте по мере того, как съемочный процесс продвигался – а с уверенностью приходит и лучший результат.

Фильм «Люди Икс 2» вышел и стал большим хитом. Как известно, Спилберг и Лукас избегают читать критические отзывы, когда они выходят. А как поступаете вы?

Сингер:

Это зависит от ситуации. Каждый раз было по-разному. В идеале, я предпочел бы уехать куда-то, на Гавайи, к примеру. Я помню, как провел целый год в работе над «Людьми Икс», я думал, фильм будет катастрофой, а в пятницу вышли отзывы. Я решил подождать до утра пятницы, чтобы увидеть, что говорят в Hollywood Reporter, Variety и New York Times, и в пять утра, когда доставили газеты, я все еще не спал и прочитал их – и отзывы были плохими. Я чувствовал себя ужасно. Вечером мы отправились ужинать, кто-то позвонил мне и сообщил об огромных кассовых сборах, и тут я понял, что отзывы меня больше не волнуют. На следующий день Ребекка Ромейн, Джон Стамос и я поехали к Говарду Стерну и взяли его с собой в кинотеатр Ziegfeld, чтобы просмотреть фильм. Я рос под голос Говарда – комментатора на радио, он был для меня эталоном. Где-то на середине фильма, была сцена, в которой Магнето поднимает полицейские машины, Говард наклонился ко мне и сказал: «Это, черт возьми, здорово!» И я подумал: «Замечательно, только что пять или десять миллионов человек это услышали». Говард был очень многословен начет фильма.

Раньше приходилось ждать, когда напечатают отзывы. Сейчас они все знают заранее.

Сингер:

И это отвратительно. Хуже не бывает. Были времена, когда премьера фильма «Бонни и Клайд» (Bonnie & Clyde) проходила в двух кинотеатрах – и этот фильм стал самым популярным в стране. Слишком многое зависит от маркетинга, и от даты премьеры. Видео-релиз планируется заранее. Есть проблема с пиратством, а рынок перенасыщен фильмами. Теперь все не так, как было в 70-е.

Зато есть определенность.

_Сингер:

Я всегда волнуюсь. Я уверен в своем фильме, но есть вещи, в которых никогда нельзя быть уверенным о тех пор, пока фильм не выйдет на экраны.

Успех премьеры «Людей Икс 2» был ошеломляющим. Но вы не работали над третьей частью – кинокомпания Fox так и не смогла заключить с вами сделку…

_Сингер:

Они не хотели ее заключать. Это заняло много времени. У меня не было четкого представления о сюжете. Я знал, что сюжет должен будет касаться Феникс, но я смог продумать только первую треть сюжета. С другой стороны, Warner Bros. очень хотели сделать фильм о Супермене, а у меня уже была готовая идея, которая прекрасно вписывалась в их график. И я подумал, что раз дела с третьей частью «Людей Икс» не собираются ускоряться, мне нужно воспользоваться возможностью, которая сама идет мне в руки. Позже это стало творческим решением. Обычно я не говорю об этом.

Значит, вы успели продумать треть «Людей Икс 3». Просмотрев «Последнюю битву»…

Сингер:

Я вам скажу еще кое-что, чего никогда раньше никому не говорил. Одни человек, работающий в киностудии, позволил мне посреди ночи войти в здание студии, сесть в маленькой комнатке и просмотреть фильм. Как он назывался? «Последняя битва». За долгие месяцы до того, как проект был окончен. И я никогда никому об этом не говорил. Единственная причина, по которой я это сделал – мое особое отношение к франшизе, мне нужно было подготовить себя к этому фильму.

Вы уже сказали, что вы бы не убили Циклопа. Многие поклонники были недовольны этим моментом в фильме. Знали ли вы, что эти персонажи умрут?

Сингер:

Я знал, потому что видел необработанную копию фильма. До этого был удивлен. Я знаю, такое часто происходит к концу фильма или франшизы, персонажей просто пускают в расход, и я к этому нормально отношусь. Но я хотел использовать их по полной, так что я, по крайней мере, был рад, что сознание Ксавье было обнаружено у того человека в больнице в постпроизводственной сцене. Сюжет «Дней минувшего будущего» не сработал бы без Патрика Стюарта. Это настоящее путешествие для Чарльза Ксавье.

Когда вы объявили об утверждении Эллен Пейдж на роль, это было интересно. Многие решили, что вы просто уберете «Людей Икс 3» из серии.

Сингер:

Нет. Конечно же нет. Я не убирал фильм из серии, я это признаю. Есть определенные моменты. Траск – персонаж в третьей части «Людей Икс», которого играл другой актер в другой должности. Там он работает на правительство, там он афроамериканец, но я взял имя и дал ему новое будущее с Питером Динклэйджем. Изменения были, но я посчитал, что Эллен Пейдж была прекрасной кандидатурой на роль и актрисой, с которой я всегда был бы рад работать.

«Люди Икс» дали дорогу «Человеку-пауку», и «Бэтмену» Криса Нолана, и студии Marvel – и, в итоге, «Мстителям». Мне кажется, что «Мстители» бросают тень на фильм или заставили Fox понять его действительный потенциал.

Сингер:

Не знаю насчет тени. Эти фильмы слишком разные. Я хочу обратить на это внимание. Вселенная Marvel по духу очень специфична. «Люди Икс» всегда были по-своему интересны, но по отношению к вселенной в комиксах они – злое незаконнорожденное приемное дитя.

Мне не нравится сравнивать «Мстителей» с этим фильмом. «Мстители» - это комбинация многих франшиз сразу. Не то, чтобы кто-то вдруг взял разные франшизы и решил соединить их, чтобы сделать фильм. «Дни минувшего будущего» – не такой проект. Вам хочется сравнивать, потому что вы пытаетесь комбинировать фильмы, но они слишком разные.

Если бы 15 лет назад, когда вы подписывались на эту работу, кто-нибудь сказал вам, что сегодня вы все еще будете работать над этой серией, вы бы ему поверили?

Сингер:

Нет. Нет. Ни за что. В то время – не поверил бы.

Что изменилось?

Сингер:

Мне очень нравится эта работа. Она имеет дело с темами и персонажами, которые, в некотором роде, не совпадают друг с другом. Ни один из моих фильмов не является традиционным – даже мой фильм о Супермене – и структура съемок, которыми я руковожу, нетрадиционна. Мне нравится подобная природа персонажей и вселенной в целом. И актеры мне нравятся тоже. Даже те, с которыми я ссорился столько лет назад.

Есть ощущение, что все возвращается на круги своя.

Сингер:

Я ощущаю, словно я сам проживаю дни минувшего будущего. В фильме есть фраза, которую произносит [Патрик Стюарт]: «Второй шанс для каждого». Мы еще много шутили на этот счет. Но понемногу я именно так себя и ощущаю. Я испытываю огромную любовь к этой вселенной и этой франшизе. Те сцены, в которых Стюарт и МакКеллен участвуют вместе, всегда великолепны.

Мне нравится вспоминать, как они играли в шахматы в пластиковой тюрьме в обоих фильмах, а еще прокручивать в памяти визит в тюрьму в конце «Людей Икс». Было очень смешно – ни МакКеллен, Ни Стюарт не умели играть в шахматы, так что мне пришлось вызвать эксперта по шахматам из Торонто, чтобы он научил их играть, и он сказал: «О боже, это же [Патрик Стюарт] и Иэн МакКеллен!». Он научил их, как делать шах и мат пешкой, и именно это происходит в конце фильма.

Считаете ли вы себя зачинателем этого всего? Крестным отцом фильмов по мотивам комиксов?

Сингер:

Нет. Настоящий крестный отец – Ричард Доннер. Он снял первый серьезный фильм по мотивам комиксов, который относился к вселенной, и в его фильме снимались лучшие актеры всех времен. Доннер был тем, кто первым показал всем, что можно взять комикс и сделать эпичных масштабов кинофильм с серьезными актерами и серьезными сценами.

Но тем не менее, он не смог стать во главе целого течения, а «Люди Икс» это смогли.

Сингер:

Да. Думаю, что когда франшиза о Людях Икс претерпела эволюцию, это просто не могло не произойти. Когда вы говорите о крестном отце или о том, кто все это начал… Я считаю, что это начал я. Наверное, я сделал первый фильм без всех этих элементов декоративности, которые всегда были присущи фильмам по мотивам комиксов. Еще до начала работы я считал, что вселенная Людей Икс должна быть более серьезной. Я сделал несколько шутливых комментариев о костюмах, которые носят персонажи, чтобы дать публике свыкнуться с идеей, и мне казалось, что в фильме мне удалась прекрасная иллюстрация Росомахи как персонажа. Я всегда принимал этот мир всерьез и, возможно, был первым, кто так делал.

Источник: Empire

Автор: Владимир Бонифаций