Просто поймите меня правильно: даже не лучший фильм Мэттью Вона всё равно остаётся очень хорошим фильмом, с которым сравнивать многих коллег по жанру (а их, пародийных и комедийных шпионских боевиков, было немало) можно только с целью изощрённого и издевательского унижения последних. Но, как сказал Эрнест Хемингуэй, благородство определяется не превосходством над другими, а превосходством над собой прежним. Идеальная джентльменская мерка — в самый раз для «Кингсмана».

Мэттью Вон — уникальный человек. Талантливый режиссёр, сценарист, успешный продюсер. С редким (или просто чисто британским?) чувством стиля, юмора и талантом снимать изящное и динамичное кино. Талант этот настолько очевиден, что несмотря на не самые впечатляющие успехи (самый успешный его фильм по валовым сборам — «Люди-икс: первый класс» на предпоследнем месте за всю историю киносериала, и то, очевидно, только за счёт громкого имени франшизы), ему по-прежнему удаётся снимать кино по своим правилам: с рейтингом R, ультранасилием, если это нужно, и на темы, за которые другие бы просто не осмелились браться — и при этом его фильмы всегда ждут.

Как ждали и «Кингсмана». И тем не менее, несмотря на зашкаливающее (по крайней мере, среди киноманов) нетерпение, отличные отзывы и высокие рейтинги (8,3 на «Кинопоиске», 8,2 на IMDb) — что-то пошло не так. У проблемы есть имя: Тарон Эджертон.

Подобных историй было за последние годы столько, что не заметить паттерн уже просто нельзя: уважаемый режиссёр даёт заметную роль не самому заметному актёру, ещё до выхода их фильма актёра уже подписывают на разные проекты, порой с бюджетами уже в разы больше, чем у уважаемого режиссёра. Актёр нарасхват, но фильмы с ним наконец выходят — раз, два, невысокие рейтинги, средние сборы или вовсе кассовые провалы. Восходящая звезда закатывается, а Голливуд жадно ищет нового Брэда Питта или Тома Круза в очередном протеже очередного уважаемого режиссёра.

За примерами далеко ходить не надо: Тейлор Китч разом снялся сразу в нескольких блокбастерах и у Оливера Стоуна, но после череды коммерческих провалов у него отобрали даже Гамбита из тех же Людей-икс в пользу куда более коммерчески и артистически надёжного Ченнинга Татума. Или Аарон Тейлор-Джонсон, другой протеже Вона, который блестяще выступил в «Пипце», но с тех больше ничем не удивлял. Посмотрим, даст ли его карьере «Мстители: эра Альтрона» новый толчок — но шанс поразить в «Годзилле» он уже откровенно просрал. Или Арми Хаммер, который на примере «Одинокого рейнджера» показал, что безпуречной внешности доброго парня недостаточна, чтобы заманивать людей в кинотеатры. И грядущий «Человек из Д.Я.Д.Е.К.», кстати, судя по трейлеру тоже не сделает из него суперзвезду.

Или вот не такие юные Сэм Уортингтон и Джереми Рэннер, которым повезло зацепиться за многомиллиардные франшизы, да кроме участия в паршивом фэнтези и посредственных боевичках больше никак себе не проявившие. В общем, вы поняли мысль.

Очень похоже, что Тарон Эджертон попал в ту же колею: авансом названный восходящей звездой и уже рассматривавшийся на всякие новые замечательные роли, вроде молодого Циклопа из следующей части «Людей-икс», до выхода своего первого большого фильма в прокат, тем не менее, откровенно не впечталил.

Пятьдесят оттенков Тарона

Для дитя пригорода он слишком правильный — даже машины угоняет только у плохих парней. Но и в роли аристократа, князя из грязи, он смотрится фальшиво: сшитый по заказу дорогой костюм настоящего агента Kingsman смотрится на нём как с чужого плеча — как и имя, которым по сюжету он воспользовался вместе с этим костюмом. Убедительно он смотрелся только в сценах, где он следовал за Колином Фёртом — закатывал глаза, когда ему было неловко за него, пугался его, всохищался им, переживал за него. В общем, идеальный Робин при далеко, конечно, не Бэтмене. Но груз главной роли он просто не смог поднять. Тем не менее, если «Кингсман» взлетит — стабильный заработок ему обеспечен.

И у «Кингсмана» есть все шансы: может быть, это не самый лучший фильм Вона, но посмотрите на рейтинги: даже с поправкой на эффект новизны (у многих ожидаемых новинок рейтинги первые недели проката пробивают потолок) и почитайте отзывы. Можно сказать, что Вон снял самое массовое кино изо всех, что у него были. Смотрите сами: в нём нет жанровой сложности, как в комикс-деструкторе вроде «Пипца» или модерновой сказке «Звёздная пыль». «Кингсмана» легко описать как «Джеймс Бонд с кровищей».

И, в отличие от перезапуска Людей-икс в «Первом классе», у комикса Kingsman нет этой огромной фанатской базы, которая своим вахтёрским синдромом по поводу «канона» способна взорвать мозг любому нормальному человеку почище имплантов, который злой гений фильма Валентайн вживлял всем своим сторонникам.

Зато есть простые и понятные каждому шутки:

«Если ты спасёшь мир, то мы можем сделать это даже в попку».

А ещё в нём есть совершенно роскошный Колин Фёрт — настоящее украшение фильма. Самый небанальный и непредсказуемый персонаж истории. То, как его судьба повернулась ближе к финалу — пуля в голову всем штампам про судьбы наставников главного героя. Убийство с особым цинизмом. Блестящая работа.

И я желаю «Кингсману» исключительно успехов в прокате: это лучшая гарантия того, что Вон продолжит снимать своё кино так, как хочет только он. А ошибки — это не страшно. На них учатся.

P.S. Будет крайне интересно сравнить, какой комедийный шпионский боевик выйдет в этом году у Гая Ричи — не первый раз его пути с Воном идут параллельно. Потом, впрочем, с горы спустится Бонд и…

Егор Коткин (@andorro)