«Фокус» — классическая криминальная мелодрама.

Нельзя всё время снимать фильмы про то, как мошенники всех дурят, дурят, дурят, а потом ещё раз дурят, переворачивая всё с ног на голову в финале. Зритель уже ждёт подвоха с самого начала, ждёт подвох в середине, ждёт подвох в финале. Или можно?

Фокус в точном соответствии с озвученной в начале фильма концепцией отвлечения внимания «хлопаю по плечу, а при этом потрошу карманы» отвлекает внимание зрителя, шедшего на авантюрную комедию, маскируясь криминальной мелодрамой, чтобы стащить его кошелёк, пока тот тянулся за платочком — стереть предательскую слёзку. Благодаря смещённому жанровому фокусу фильм раз за разом умудряется сделать вид, что он сложнее, чем есть на самом деле, мешая зрителю заранее предугадывать, куда повернёт сюжет. И «Фокус» удался.

Разумеется, такие сложные трюки требуют максимальной слаженности всей команды. И ничего бы не получилось, не будь Уилл Смит по-прежнему Уиллом Смитом. Кто-то было засомневался, что он уже не одна из главных звёзд Голливуда? Поздравляю, вы сами себя обдурили. Как будто совершенно не напрягаясь, Смит выдал ядерную смесь из своих фирменных уморительно смешных шуточек и отлично сыгранной драмы. В каком-то смысле он играет самого себя — в фильме он так же ловко жонглирует чужими часами и бумажниками, как в реальности — чужими эмоциями.

Марго Робби прекрасно справляется со своей работой идеального партнёра, позволяя раскрыться персонажу Смита рядом с ней по максимуму. А режиссёры (на Голливуд нашло какое-то наваждение режиссёрских дуэтов: если раньше Вачовских и Коэнов хватало на всех, то теперь то «Капитана Америку», то новых «Пиратов Карибского моря», то «Как приручить дракона» снимают парами — и получается пока весьма неплохо) просто обеспечивают не позорно выглядящую картинку. Об их хорошем вкусе можно судить по выбору музыки.

Звучащая на финальных титрах It’s A Beautiful Day группы White Bird придаёт фильму совершенно внезапный, но очень ему подходящий привкус шестидесятых. Легко представить, тот же самый сюжет, разворачивающийся во Франции на 50 лет раньше и с Жаном-Полем Бельмондо на месте Уилла Смита. Это очень добрый знак для фильма, хотя и рано судить, получится ли у него стать классикой авантюрной криминальной мелодрамы. Не исчезнет ли магия кино при повторном просмотре? Что ж по крайней мере «Фокус» того, чтобы посмотреть его второй раз.

Егор Коткин (@andorro)