XIX век, Северная Америка. Хью Гласс (Леонардо Ди Каприо) - опытный проводник, который много лет прожил среди индейцев. Он помогает трапперам в их походах за шкурами. Он прекрасно ориентируется на местности, умеет выживать в любых условиях. И в очередном рейде ничто не указывало на то, что в этот раз что-то должно пойти не так. Отойдя от своей группы и углубившись в лесные дебри, Гласс заметил неподалёку нескольких медвежат. В следующий момент он подвергся нападению матери-медведице, которая увидела в человеке угрозу для своего потомства. Результат сражения человека против животного безрадостный - Гласс изранен так, что еле дышит. Ни говорить, ни тем более двигаться он не может. Капитан отряда (Донал Глисон) предпринимает решение оставить его в лесу, но приставляет в нему двоих своих людей в качестве охранников (Том Харди и Уилл Полтер). Проведя некоторое время рядом с умирающим, они решают, что жить ему осталось недолго, копают могилу, укладывают его туда, а сами бросаются догонять своих. Но Гласс выживает, он намерен пройти (читай - проползти) больше 300 км, чтобы отомстить…

Поставил фильм “Выживший” (“The Revenant”) мексиканец Алехандро Гонсалес Иньярриту. Этого режиссёра киноманы узнали уже достаточно давно - с момента выхода фильма “Сука-любовь”. А всемирно известным он стал, выпустив в прошлом году ленту “Бёрдмен” (“Birdman”), которая стала триумфатором сразу в нескольких направлениях.

В сюжетной основе фильма “Выживший” лежит реальная история следопыта позапрошлого века, который после схватки с медведем сумел преодолеть в одиночку несколько сотен километров. У него не было ни лошади, ни еды, но месть всегда была хорошим мотиватором. И для режиссёра (да и для всей съёмочной группы - тоже) эта история могла стать самым настоящей проверкой на профессионализм. Могла. Но год назад Алехандро Гонсалес Иньярриту выпустил шедеврального (по всем параметрам) “Бёрдмена”, после которого зритель вправе заслуживать как минимум на соответствие поднятой планке. По гамбургскому же счёту, свой высокий уровень вновь демонстрирует только оператор Эммануэль Любецки. Что касается режиссуры, то она тут словно выборочна: некоторые (мизан)сцены можно хоть сейчас отдавать в киношколы для изучения в обязательном порядке. Но есть и такие эпизоды, на которых режиссёр словно отвернулся, и они получились… обычными. Конечно, и в этом можно при желании разглядеть режиссёрский замысел: мол, сильные сцены кажутся куда сильнее на фоне средних. Но при этой амплитуде в голову нет-нет, да закрадываются воспоминания о “Бёрдмене”, который был куда более цельным.

Нельзя не сказать пару слов про исполнителя главной роли - Леонардо Ди Каприо. Актёр он, безусловно, талантливый, а временами и вовсе гениальный. И первая половина “Выжившего” - это его мощнейшая игра. Однако чем больше восстанавливался его персонаж после схватки с медведем, тем менее интересным он становился. Ещё одна сильная сцена с ним происходит в самом конце, но примерно треть хронометража всё же наблюдать за героем не так интересно. Чья в этом большая вина - режиссёра или актёра - вопрос открытый, но факт остаётся фактом. Попытка заменить драматизм экшеном далеко не всегда обоснована. Но даже со всеми комментариями фильм однозначно заслуживает просмотра. Например, схватку Лео Ди с медведем уже сейчас можно ставить во главу списка самых реалистичных сражений людей с животными.

Фильм “Выживший” стартует в российском прокате 07 января 2016 года.

Автор: Марсель Македонский