Старший инспектор Джон Лютер (Идрис Эльба) находится в бессрочном отпуске – начальство его отпустило, чтобы он разобрался со своими внутренними демонами. Лютер проводит дни, вспоминая раскрытые дела, потерянных коллег и женщину по имени Элис Морган (Рут Уилсон), со своим отношением к которой он так и не смог определиться. Его уединение прерывается двумя бывшими коллегами, которые приносят страшную весть – Элис Морган погибла. Также в городе объявляется новый убийца, который не просто отбирает жизни, но поедает сердца своих жертв. Начав расследование смерти Элис, Лютер со своими методами переходит дорогу влиятельному криминальному авторитету, который в отместку назначает цену за голову старшего инспектора. Когда Лютеру кажется, что больше проблем быть просто не может, его находит некая девушка, которая говорит, что у неё для него сообщение… от призрака Элис Морган.

Сериал «Лютер» (“Luther”) стал одним из самых рейтинговых и высококачественных детективных шоу на британском ТВ. Его отличительной особенностью является то, что зрителю почти с самого начала демонстрируется личность преступника. Таким образом, авторы дают возможность наблюдать за расследованием не только с позиции полиции, но и глазами противостоящей стороны.

Завершение третьего сезона - превосходный пример того, как нужно заканчивать сериалы. Точки над «ё», приоритеты «за» и «против», плащ в Темзе. Однако, пойдя на поводу у зрителей (или собственных амбиций), Нил Кросс (создатель сериала) решил продолжить историю инспектора в мятом плаще. Вот только он не учёл одного важного нюанса: выкинув из песни строчку «Элис Морган», он фактически ничего не представил взамен. Точнее, не представил равноценного. Да, тут есть протагонист с поседевшей щетиной, каннибальские мотивы, прямая угроза жизни главного героя. Но по сравнению с длительным и выверенным по миллиметру противостоянием двух умов, которые авторы демонстрировали во втором и третьем сезонах, замена совершенно неравнозначная.

Благодаря талантливому артисту Идрису Эльбе четвёртый сезон (в котором всего два эпизода) язык не поворачивается назвать шагом назад. Но если авторы планируют создавать ещё сезоны, им следует куда тщательнее проработать драматургию и не пытаться заменить качество количеством. В противном случае, великая скорбь в глазах протагониста будет читаться двояко и касаться уже качества сериала, а не погибших близких…

Автор: Марсель Македонский